Не платят заработную плату

Одним из элементов трудового договора, согласно ч. 1 ст. 56 ТК РФ, является обязанность работодателя своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Своевременной считается выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца и в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором (ст. 136 ТК). За нарушение трудового законодательства, в частности, задержка или невыплата заработной платы, предусмотрены административная (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 145.1. УК РФ). Самой распространенной категорией дел о привлечении к материальной ответственности работодателя являются дела о взыскании ущерба, причиненного задержкой выплаты заработной платы, отпуска или расчета при увольнении. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Согласно ст. 237 ТК моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В такие моменты не стоит опускать рук и следует сразу же предпринимать определенные действия. Есть два варианта решения проблемы: 1) Досудебный порядок урегулирования спора; 2) Обращение в суд с исковым заявлением. Досудебный порядок урегулирования спора представляет собой процедуру обращения к работодателю с претензией. В претензии должны быть четко изложены обстоятельства возникшего спора, требования о выплате заработной платы и компенсации за каждый просроченный день, компенсации морального вреда, обязательны ссылки на нормы трудового законодательства. Рекомендуется к претензии приложить жалобы в вышестоящие органы. Претензию можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или лично. Факт получения работодателем претензии подтверждается почтовой квитанцией или вторым экземпляром претензии с отметкой о принятии работодателем. Досудебный порядок урегулирования спора сэкономит не только деньги, но и время. Регулирование спора в судебном порядке – более длительная, сложная и ответственная процедура, в которую входит уплата государственной госпошлины, обращение к услугам юристов. И также необходимо помнить, что если решение будет не в Вашу пользу, то сумму судебных расходов Вы никогда не вернете. Для определения способа защиты нарушенного права лучше обратиться к практикующим юристам в этой области права. Мы поможем юридически грамотно составить претензии, жалобы в контролирующие орган, а также отстоять Ваши права в судебном порядке.